Деятельность МДОУ № 38
"Журавленок" за 2009 год В дошкольном образовательном
учреждении в 2009 году функционировало 10 групп. Из них:
- 3 группы для детей
раннего возраста
- 1 группа детей
младшего дошкольного возраста (3-4 года)
- 2 группы для детей
среднего возраста (4-5 лет)
- 2 группы для детей
старшего возраста (5-6 лет), одна из них
интегрированная
- 2 подготовительные
группы (6-7 лет), одна из них интегрированная
Возраст детей,
посещающих МДОУ от 1,5 года до 7
лет Детский сад работает по
12-часовому режиму с 0700 до
1900 пятидневная рабочая неделя
Педагогический коллектив,
обеспечивающий развитие и воспитание детей состоит из 23
сотрудников.
Образовательный ценз педагогов:
- Высшее педагогическое образование имеют - 6
человек (26%)
- Среднее специальное образование - 17 человек
(74%)
По результатам аттестации имеют:
- Высшую квалификационную категорию - нет
- Первую квалификационную категорию - 2 человека
(8,6%)
- Вторую квалификационную категорию - 6 человек
(26%)
Итого 35 % педагогов имеют
квалификационную категорию, 8 педагогов (35%) недавно
влились в коллектив (0-2 года), желают подать заявление
на прохождение аттестации в 2010 году
В 2008-2009 учебном году 45 детей
(22%) были охвачены дополнительными бесплатными услугами
посещали кружки:
-
"АБВГДейка" - обучение
чтению (руководитель - Воронина М.И.)
-
"Оригами" - обучение
конструированию из бумаги, развитие мелкой
моторики (руководитель - Яковченко И.Н.),
-
"В королевстве музыки" -
развитие музыкального творчества, слуха у детей
(руководитель - Влазнева Н.В.)
-
"Валеология" - воспитание
потребности в здоровом образе жизни детей
(руководитель - Пылева Е.М.)
Дошкольное учреждение в 2009
учебном году работало над решением основных задач:
- по охране и укреплению здоровья
детей;
- совершенствованию работы по
формированию экологических представлений детей;
- развитию речи детей, коррекции
речевых нарушений
Задачи годового плана прошли через
все формы работы с детьми родителями и педагогами:
педсоветы, консультации, открытые просмотры,
развлечения, собрания, выставки и т.п.
В детском саду осуществляется несколько форм контроля: оперативный, тематический, итоговый,
повторный, комплексный.
Администрацией определён круг вопросов для
систематического контроля (постоянного, не реже одного
раза в месяц, не реже одного раза в квартал).
Приоритетным направлением в
деятельности ДОУ является физическое воспитание и
развитие, оздоровление дошкольников, Поэтому педагоги
ориентируются на физическую подготовленность малышей,
учитывая имеющиеся отклонения в состоянии здоровья,
результаты диагностики уровня их физического развития,
медицинские показатели здоровья ребёнка. Основными задачами в физическом
развитии детей коллектив считает:
-
создание условий для радостной
и содержательной жизни в детском саду;
-
обеспечение охраны и укрепления
здоровья дошкольников (как физического, так и
психического);
-
формирование
жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Анализ заболеваемости показывает, что заболеваемость по
ДОУ не превышает общегородской показатель.
- 2008 год: Ясли: 1468 случаев на 1000 детей; сад: 927
случаев на 1000 детей;
- 2009 год: Ясли: 1651 случай на 1000 детей; сад: 937
случаев на 1000 детей;
- 2008 год: заболеваемость 1 ребенком: ясли: 11,2;
сад: 9,1;
- 2009 год: заболеваемость 1 ребенком: ясли: 9,4;
сад: 7,2.
Показателями сохранности здоровья является то, что
количество дней, пропущенных 1 ребёнком по дошкольным и
ясельным группам, имеет тенденцию к снижению - ясли - на
1,8; сад на 1,9. Психологическое здоровье детей
отмечается родителями как положительное.
Показатели состояния детей по группам здоровья
следующие:
- 1 группа - 17 ребенка (15,5%);
- 2 группа - 173 детей (83%);
- 3 группа - 12 детей (1,5%).
70% детей имеют хронические заболевания.
Проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика,
- закаливающие мероприятия
(хождению по солевым дорожкам, точечный массаж, босоножие, воздушные ванны, обширное умывание);
- соблюдения требований СанПиНа,
- организация полноценного
питания,
- выполнение назначенных оздоровительных
мероприятий,
- организация работы с родителями.
В течение
зимнего периода создаются оптимальные условия для
двигательной активности детей в группах и на прогулках.
В результате смотра (январь 2009г.) установлено: созданы
оптимальные условия для двигательной активности и
игровой деятельности детей. Педагоги всех групп
учитывали особенности развития игровой деятельности
зимой, физическую подготовленность и психоэмоциональный
настрой каждого ребёнка. Воспитатели уделяли большое
внимание планированию и архитектуре зимних участков,
размещению построек, правильному расположению,
соразмерности с учётом возраста детей, яркости и
оригинальности снежных построек. Они отличались своей
архитектурой, сюжетом, лёгкостью используемого игрового
материала (вспомогательный, природный). В создании
построек проявились фантазия, творчество, воображение не
только педагогов, но и детей и родителей. Некоторые
группы: старшая «Дюймовочка», средняя «Василек»
продумали заранее расположение построек, схему построек,
наличие игрового выносного материала на прогулку. В
данный момент продолжают индивидуальную, групповую и
профилактическую работу с детьми, а также обучают детей
и их родителей двигательным играм и упражнениям,
коррекционным упражнениям. Продолжают комплексное
оздоровление детей. Проведенная диагностика показала,
что у детей высокий уровень развития физической
готовности, а это позволяет добиваться снижения
заболеваемости детей.
В детском саду функционируют две логопедические группы.
Логопедический кабинет оснащен необходимыми
учебно-наглядными пособиями, разнообразным дидактическим
материалом, специальной литературой. Учитель - логопед
Воронина М.И. - отличник народного просвещения,
систематически ведет отчетную документацию: речевые
карты, перспективные планы работы с детьми ОНР, планы
фронтальных и индивидуальных логопедических занятий,
тетради для индивидуальной работы с детьми и др.
Всесторонний анализ речевой деятельности каждого
ребенка, отраженный в речевых картах, дает возможность
логопеду подобрать наиболее эффективные методы и приемы
коррекционно-логопедической работы. На логопедических
занятиях четко прослеживается тема и цель. Они включают
в себя различные этапы работы, к каждому из которых
логопедом даются грамотные, хорошо продуманные
инструкции. Для активизации умственной активности детей
широко используются различные виды наглядности, игрушки,
картины, схемы, пиктограммы и другой раздаточный и
демонстрационный материал. Воронина М.И. умело
использует в работе элементы соревнования и поощрения,
ситуацию успеха и сотрудничества.
Учитель - логопед работает в тесном контакте с
воспитателями. Разнообразные игры и упражнения,
способствующие устранению речевой патологии, обогащению
и активизации словарного запаса, развитию мышления,
памяти и внимания используются воспитателями
специализированных групп не только на занятиях, но и в
свободной деятельности. Анализ работы логопедических
групп показал, что было зачислено на первое сентября
2008 года 12 детей с диагнозом ОНР; в конце 2009 года
выпущено с чистой речью - 12 воспитанников - 100%.
Особое место в детском саду занимает экологическое
воспитание дошкольников. Коллектив поставил перед собой
цель - сохранение и укрепление физического и
психического здоровья каждого ребёнка посредством
экологического воспитания и образования и определил
основные задачи:
- создание условий для экологического образования
дошкольников;
- повышение экологического сознания педагогов и
родителей.
В процессе реализации поставленных задач была
разработана модель предметно-развивающей среды,
связанная с экологизацией как
воспитательно-образовательного процесса, так и всех
режимных моментов. Обогащение предметно-развивающей
среды осуществлялось с учётом возрастных особенностей
детей и требований программы.
Общение дошкольников с объектами природы придаёт яркую
эмоциональную окраску их повседневной жизни, обогащает
их опыт познания других и самопознания, формирует
сострадание к живому существу, желание заботиться о нём,
т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.
Педагогическая работа проводится в трёх блоках:
специально-рганизованная деятельность; совместная
деятельность; свободная самостоятельная деятельность.
Воспитателями старших групп Ивановой Е.С., Малушенковой
Л.Ф., Нафталь Т.Е.,Емельяновой Ю.И. применяются
различные формы и методы работы с детьми: циклы
наблюдений за растениями и животными в уголках природы,
на участке и в природе; ведение различных календарей,
занятия (традиционные, интегрированные, комплексные,
тематические и др.), целевые прогулки, экскурсии,
игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и
литературных персонажей.
Педагоги средних групп Касилаускене Т.В., Яковченко
И.Н., Колузанова Е.О., Шабалина Е.Н. формируют у
дошкольников любознательность, осознанное отношение к
окружающей природе, посредством простых и доступных
объяснений, опираясь на их опыт и знакомые образы. В
результате чего 75 % воспитанников усвоили программу по
экологии.
Анализ наполняемости природных уголков в группах показал
соответствие информационного материала в календарях
погоды и природы, дети ежедневно отличают состояние
погоды.
Диагностическое обследование показало, что по
экологическому воспитанию 24% детей имеют высокий
уровень, 66% - средний, 10% низкий.
В течение года педагоги принимали участие в городских
проектах, смотрах -конкурсах.
В рамках реализации городской целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения г.о.
Новокуйбышевск» в январе 2009 года педагоги совместно с
родителями участвовали в городской акции «Кормушки».
Было изготовлено и вывешено на участке ДОУ и
близлежайшей территории 60 кормушек.
В апреле 2009 года педагоги Лутцева С.Ф., Касилаускене
Т.В., приняли участие в конкурсе на лучшую
учебно-методическую разработку и проекты в сфере охраны
окружающей среды и природопользования среди педагогов
ДОУ.
Обучение дошкольников родному языку является одной из
центральных педагогических задач. В результате
проведенной диагностики по развитию грамматического
строя речи на конец года получили следующие результаты:
высокий уровень развития детей - 15%, средний - 73%,
низкий - 12%, что свидетельствует о том, что проведенная
работа в педагогическом совете на тему «Пути
формирования связной речи дошкольников», консультация
для воспитателей «Формирование грамматического строя
речи дошкольника», оформление в группах речевых уголков,
работа с родителями по данному направлению дала
положительный результат. Но раздел «формирование связной
речи» требует доработки, т.к. детей с низким уровнем
развития по ДОУ - 12%.
Причина состоит в том, что в ДОУ много молодых
специалистов, которые недостаточно подготовлены
теоретически и практически, но они стремятся к
взаимосвязи с учителем-логопедом, самостоятельно
планируют индивидуальную с детьми и с каждым
родителем, а также развивает уверенность в своих силах
Некоторые опытные педагоги стремятся по-новому подходить
к организации работы с детьми с учетом
личностно-ориентированного подхода.
Они оказывают индивидуальные консультации воспитателями,
своевременно организовывают курсовую переподготовку
через курсы повышения квалификации и посещение городских
методических объединений по данной проблеме.
В марте 2009 года педагогами был представлен материал к
смотру-конкурсу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, «Зеленый огонек»
Педагоги совместно с родителями подготовили игровое
оборудование, выносной
материал, макеты дорог, улиц, перекрёстков,
сюжетно-ролевые игры «ГАИ»,
«Светофор» (атрибуты, маски, рули,
транспорт, жезлы).
На групповых «Круглых столах» родители анализировали
проблемы экстремальных ситуаций на дорогах с обыгрываем.
Отмечен высокий и достаточный уровень подготовки к
смотру «Зелёный огонёк». Воспитатели оформили творческие
альбомы с рисунками и высказываниями детей по правилам
дорожного движения.
К празднику «День Победы» музыкальный руководитель
Влазнева Н.В. подготовила с детьми праздничную
программу, администрация ДОУ пригласила ветеранов войны
и тружеников тыла. Гости были тронуты детским
выступлением, дети - признательностью ветеранов.
На сегодняшний день в ДОУ присутствует психологический и
педагогический мониторинг формирования индивидуального
стиля педагогической деятельности; воспитатели владеют
технологиями создания педагогического пространства,
обеспечивающего реализацию индивидуальных учебных
программ и проектной деятельности, социальных
компетенции.
Заведующая МДОУ О.П. Морозова |