Согласитесь:
спокойные, тихие и
послушные дети
пугают! Сразу
начинаешь думать:
"Ой, что это с ним
не так?" Но
нормально ли это,
если ребенок 24 часа
в сутки скачет по
головам своих
ошалевших родителей?
И где граница между
нормой и
"перебором"?
Активный ребенок
- это хорошо, это
значит, что он,
во-первых, здоров
(стал бы больной
скакать по
диванам!), а
во-вторых, имеет в
своем распоряжении
вполне адекватных
родителей, которые
не давят с
воспитанием,
этикетом и прочей
вредной для детской
психики ерундой. Он
бегает и прыгает,
ломает и складывает,
разбрасывает и
собирает, крушит и
строит, а еще
дерется, кусается,
танцует, поет,
кричит - и все это
почти одновременно.
Только став мамой
такого сокровища,
понимаешь истинный
смысл старой доброй
присказки: "Какой же
ты хороший, когда
спишь!"
Но если это так
естественно, почему
неврологи в один
голос называют
гиперактивность
патологией и так и
норовят прописать
непоседе
успокоительные?
Оказывается, есть
большая разница
между просто
активностью и
навязчивой
перевозбудимостью.
Тест на
гиперактивность
Похоже на детскую
игру из серии "Найди
5 отличий"… Итак,
Активный ребенок:
- Большую часть дня
"не сидит на месте",
предпочитает
подвижные игры
пассивным (пазлы,
конструкторы), но
если его
заинтересовать -
может и книжку с
мамой почитать, и
тот же пазл собрать.
- Быстро и много
говорит, задает
бесконечное
количество вопросов.
- Для него нарушение
сна и пищеварения
(кишечные
расстройства) -
скорее исключение.
- Он активный не
везде. К примеру,
беспокойный и
непоседливый дома,
но спокойный - в
садике, в гостях у
малознакомых людей.
- Он неагрессивный.
То есть случайно или
в пылу конфликта
может и наподдать
"коллеге по
песочнице", но сам
редко провоцирует
скандал.
Гиперактивный
ребенок:
- Он находится в
постоянном движении
и просто не может
себя контролировать,
то есть даже если он
устал, он продолжает
двигаться, а
выбившись из сил
окончательно, плачет
и истерит.
- Быстро и много
говорит, глотает
слова, перебивает,
не дослушивает.
Задает миллион
вопросов, но редко
выслушивает ответы
на них.
- Его невозможно
уложить спать, а
если спит, то
урывками,
беспокойно. У него
часто кишечные
расстройства. Для
гиперактивных деток
всевозможные
аллергии не
редкость.
- Ребенок -
неуправляемый, при
этом он абсолютно не
реагирует на запреты
и ограничения. И в
любых условиях (дом,
магазин, детсад,
детская площадка)
ведет себя одинаково
активно.
- Часто провоцирует
конфликты. Не
контролирует свою
агрессию - дерется,
кусается, толкается,
причем пускает в ход
подручные средства:
палки, камни…
Откуда ноги растут?
Главное отличие
гиперактивности от
просто активного
темперамента в том,
что это не черта
характера ребенка, а
следствие не слишком
гладкого появления
на свет и нарушений
в грудничковом
возрасте. В группу
риска входят детки,
родившиеся в
результате кесарева
сечения, тяжелых
патологических
родов,
малыши-искусственники,
родившиеся с
маленьким весом,
недоношенные.
Учитывая, что
экология и темп
современной жизни
сейчас оставляют
желать лучшего,
неудивительно,
почему гиперактивные
дети не редкость, а
скорее норма нашей
сегодняшней жизни. И
стоит оговориться:
не все дети,
входящие в группу
риска, обязательно
являются
гиперактивными! Да и
впоследствии, если
все "недоразумения"
(беспокойность,
истеричность,
колики, нарушения
сна) не исчезли до
первого дня рождения
малыша, то их не
поздно привести в
норму после.
Спокойствие, только
спокойствие!
Что нужно
сделать, чтобы малыш
избавился от
"излишков"
активности? Создать
ему определенные
условия жизни. Сюда
входит спокойная
психологическая
обстановка в семье,
четкий режим дня (с
обязательными
прогулками на свежем
воздухе, где есть
возможность
порезвиться на
славу). Придется и
родителям
потрудиться. Если вы
сами - очень
эмоциональны и
неуравновешенны,
постоянно везде
опаздываете,
торопитесь, то пора
начинать работать
над собой. Мы больше
не несемся сломя
голову в сад,
постоянно
поторапливая
ребенка, стараемся
поменьше нервничать
и пореже менять
планы "по ходу
дела". Скажите себе:
"Четкий распорядок
дня" и постарайтесь
сами стать более
организованными.
А также воспользуйся
такими советами:
- Малыш не виноват,
что он такой
"живчик", поэтому
бесполезно его
ругать, наказывать,
устраивать
унизительные
молчаливые бойкоты.
Этим вы добьетесь
только одного -
снижение самооценки
у него, чувство
вины, что он
"неправильный" и не
может угодить маме с
папой.
- Научить ребенка
управлять собой -
ваша первоочередная
задача.
Контролировать свои
эмоции ему помогут
"агрессивные" игры.
Негативные эмоции
есть у каждого, в
том числе и у вашего
ребенка, только
табу, скажите ему:
"Хочешь бить - бей,
но не по живым
существам (людям,
растениям,
животным)". Можно
бить палкой по
земле, бросаться
камнями там, где нет
людей, пинать что-то
ногами. Ему просто
необходимо
выплескивать энергию
наружу, научите его
это делать.
- В воспитании
необходимо избегать
двух крайностей –
проявления
чрезмерной мягкости
и предъявления ему
повышенных
требований. Нельзя
допускать
вседозволенности:
детям должны быть
четко разъяснены
правила поведения в
различных ситуациях.
Однако количество
запретов и
ограничений следует
свести к разумному
минимуму.
- Ребенка нужно
хвалить в каждом
случае, когда ему
удалось довести
начатое дело до
конца. На примере
относительно простых
дел нужно научить
правильно
распределять силы.
- Необходимо
оберегать детей от
переутомления,
связанного с
избыточным
количеством
впечатлений
(телевизор,
компьютер), избегать
мест с повышенным
скоплением людей
(магазинов, рынков и
пр).
- В некоторых
случаях излишняя
активность и
возбудимость могут
быть результатом
предъявления ребенку
родителями слишком
завышенных
требований, которым
он по своим
природным
способностям просто
не может
соответсвовать, а
также чрезмерного
утомления. В этом
случае родителям
стоит быть менее
требовательными,
постараться снизить
нагрузку.
- "Движение - это
жизнь", недостаток
физической
активности может
стать причиной
повышенной
возбудимости. Нельзя
сдерживать
естественную
потребность ребенка
поиграть в шумные
игры, порезвиться,
побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения
поведения могут
оказаться реакцией
ребенка на
психическую травму,
например, на
кризисную ситуацию в
семье, развод
родителей, плохое
отношение к нему,
определение его в
несоответствующий
класс школы,
конфликт с учителем
или родителями.
- Обдумывая рацион
ребенка, отдавайте
предпочтение
правильному питанию,
в котором не будет
недостатка витаминов
и микроэлементов.
Гиперактивному
малышу больше, чем
другим деткам
необходимо
придерживаться
золотой середины в
питании: поменьше
жареного, острого,
соленого, копченого,
побольше вареного,
тушеного и свежих
овощей и фруктов.
Еще одно правило:
если ребенок не
хочет есть - не
заставляйте его!
- Подготовьте своему
непоседе "поле для
маневров": активные
виды спорта для него
- просто панацея.
- Приучайте малыша к
пассивным играм. Мы
читаем, а еще
рисуем, лепим. Даже
если вашему ребенку
трудно усидеть на
месте, он часто
отвлекается,
следуйте за ним
("Тебе интересно
это, давай
посмотрим…"), но
после удовлетворения
интереса
постарайтесь
возвратиться с
малышом к
предыдущему занятию
и довести его до
конца.
- Научите малыша
расслабляться.
Возможно, ваш с ним
"рецепт" обретения
внутренней гармонии
- это йога. Для
кого-то больше
подойдут другие
методы релаксации.
Хороший психолог
подскажет вам, что
это может быть:
арттерапия,
сказкотерапия или,
может, медитация.
- И не забывайте
говорить ребенку,
как сильно вы его
любите.
И все, спросите
вы, а как же
патологии и
отклонения, которыми
вас запугали в
кабинете невролога?
Риск есть, но
успокоительными
проблему не решить.
Ведь что делают
лекарства? Они
подавляют активность
ребенка, как бы
тормозят его, но
причина-то остается.
Гиперактивность -
это не болезнь, это
небольшое отклонение
от нормы, но при
этом и махать на нее
рукой, дескать, само
пройдет, тоже не
выход. Увы, может и
не пройти. И тогда
подросший ребенок
начнет испытывать
проблемы в школе,
ему трудно будет
строить отношения со
сверстниками и
старшими, и удержать
его под заботливым
маминым крылом вряд
ли удастся. |