Гипертензионно-гидроцефальный
синдром
(ГГС)
обусловлен
повышением
внутричерепного
давления,
характеризуется
нарастающими
головными
болями,
иногда
сопровождается
тошнотой
и
рвотой.
У
учащихся
с
ГГС
отмечается
низкий
уровень
пространственной
и
временной
ориентировки,
недостаточное
развитие
познавательной
деятельности.
У
ряда
учащихся
имеет
место
замедленность
мыслительных
процессов.
Характерной
особенностью
учащихся
с
ГГС
является
недостаточное
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук,
что
определяет
затруднения
в
усвоении
графики
письма,
нарушения
плавности
линий
и
неумение
держаться
в
пределах
клетки
и
строки
при
письме.
Нарушение
умственной
работоспособности
проявляется
в
выраженных
расстройствах
внимания.
Вследствие
неустойчивости
внимания,
сужения
объема,
плохой
распределяемости
дети
не
могут
длительно
выполнять
работу,
испытывают
трудности
в
одновременном
восприятии
и
действии
сразу
с
несколькими
объектами,
в
переключении
с
одного
задания
на
другое.
Для
лиц
данной
категории
свойственны
неорганизованность,
неумение
удержать
инструкцию,
построить
внутренний
план
действий,
подчинять
деятельность
заданной
программе
и
контролировать
ее.
Школьники
с
ГГС
не
видят
допущенные
ошибки,
не
могут
сличать
полученные
результаты
с
первоначально
поставленной
задачей.
У
них
отсутствует
должное
отношение
к
результатам
работы,
а
потому
требуется
постоянная
стимуляция
и
контроль
со
стороны
педагога.
Выработанный
план
действий
плохо
реализуется
из-за
слабости
мотивов,
побуждений
к
деятельности.
Такие
дети
не
успевают
за
быстрым
темпом
занятия,
из-за
чего
недостаточно
усваивают
учебный
материал
и
при
отсутствии
дополнительной
помощи
оказываются
неуспевающими.
Большинству
учащихся
свойственна
импульсивность
в
ответах.
Однако
после
однократной
просьбы
педагога
не
торопиться
они
самостоятельно
исправляют
допущенные
ошибки.
Особенности
эмоционально-волевой
сферы
проявляются
в
повышенном
настроении,
близком
к
эйфории;
неустойчивости
эмоциональных
реакций,
недостаточно
критическом
отношении
к
своему
состоянию
и
возможностям.
Для
них
свойственны
внушаемость,
безынициативность,
вялость,
нецеленаправленность
в
поведении.
Коррекционная
работа
может
быть
продуктивной
лишь
в
том
случае,
когда
педагог
учитывает
качественные
особенности
структуры
дефекта,
т.
е.
его
позитивные
и
негативные
стороны.
Позитивными
являются
интеллектуальные
предпосылки
ребенка,
а
негативными
–
нарушенная
умственная
работоспособность
при
недоразвитии
произвольных
видов
деятельности.
Опираясь
на
хорошо
развитую
речь,
особенно
важно
развивать
способность
к
осмыслению.
Обстановка,
в
которой
ребенок
делает
уроки,
должна
быть
спокойной,
без
отвлекающих
внимания
предметов.
Инструкции
к
заданиям
первоначально
необходимо
предлагать
в
расчлененном
виде
и
лишь
постепенно
усложнять.
При
малейших
затруднениях
детям
необходима
дополнительная
помощь
(от
просьбы
проговорить
еще
раз
решение
задачи
до
совместного
ее
выполнения).
Трудности
в
работе
с
такими
детьми
во
многом
обусловлены
наличием
компонентов
недоразвития
личности,
проявляющихся
в
деятельности
и
поведении.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
научить
таких
детей
фиксироваться
на
задании,
продумывать
его
решение,
контролировать
свою
деятельность.
Коррекция
эмоционально-личностных
расстройств
должна
осуществляться
при
содействии
педагога-психолога
(стабилизация
эмоционального
состояния
,
формирование
адекватных
самооценки
и
уровня
притязаний).
Особое
значение
необходимо
уделять
развитию
произвольного
внимания
и
его
основных
свойств
(устойчивости,
концентрации,
распределяемости,
объема
и
переключаемости),
совершенствованию
пространственной
и
временной
ориентировки,
а
также
развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Работа
по
данным
направлениям
должна
вестись
как
на
уроках,
так
и на
занятиях
психолога.
Сочетание
лечебно-коррекционных
мероприятий
с
адекватными
условиями
обучения
и
воспитания
позволит
обеспечить
хороший
прогноз
учащихся
с
ГГС
в
плане
их
школьной
адаптации.
|