Главная
Документы
Наши сотрудники
Деятельность
Мероприятия
Достижения
Мастерская
Родителям
Ссылки
Фотоальбом
Обратная связь

 

Телефон

6-60-07

Как нас найти

446206, Россия,
Самарская область,
г. Новокуйбышевск,
ул. Ленинградская, 15

 

Регламент работы учреждения

5-дневная рабочая неделя с 7.00 до 19.00

dou38@bk.ru

 

 

 

Церебрастенический  синдром

Среди учащихся как общеобразовательных, так и классов КРО, особое место занимают дети, способные по уровню умственного развития освоить программный материал, но неуспевающие за темпом и объемом школьной программы. Это учащиеся с церебрастеническим синдромом, у которых на первый план выступает чрезмерная утомляемость, истощаемость нервной системы, препятствующая полноценно включиться в процесс обучения. Церебрастения проявляется двумя формами: гипердинамической и гиподинамической. При гипердинамической форме отмечается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, неуправляемость, эмоциональная лабильность, проявляющаяся в быстрой смене настроения, переходе от смеха к плачу и наоборот. Нередко появляются несвойственные ребенку особенности поведения, например агрессивность. При гиподинамической форме выявляются слабость, боязливость, пугливость, робость и нерешительность, отсутствие инициативы, повышенная эмоциональная чувствительность. Трудности ребенка определяются неравномерной, колеблющейся работоспособностью, значительной истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным темпом усвоения учебного материала. Подобные трудности возникают в ответ на систематическую учебную нагрузку. Даже при сохранной учебной мотивации учащиеся данной категории могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. При увеличении объема задания, требующего большого сосредоточения и напряжения, у них быстро возникает утомление, которое выражается в расстройствах внимания (неустойчивость, сужение объема), а также в недостаточной целенаправленности и слабости контроля за собственными действиям. Через 8-10 минут ребенок только присутствует в классе, будучи неспособным принять участие в уроке. При положительной личностной ориентации школьники стараются дать необходимое напряжение сверх своих возможностей, что ведет к еще большему истощению нервной системы и к ее переутомлению. Хроническое переутомление снижает и без того невысокую работоспособность, что усиливает эмоциональную неустойчивость, раздражительность и возбужденность. Темп и объем школьного материала, продолжительность урока, количество детей в классе –все это оказывается для ребенка непосильным. В результате у таких учащихся появляется чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полноценно работать на уроке, а потому часто отвлекаются, не слушают объяснения учителя. Причиной переутомления становится и двигательная расторможенность, возбудимость или апатия. Все это является способом защиты от непосильных учебных ситуаций. Однако факт утомления нередко остается незамеченным, а педагоги обвиняют школьников в отсутствии школьной мотивации. Это в свою очередь травмирует и ребенка, который не в состоянии критически оценить и объяснить взрослому свои трудности. Глубоко переживая свою несостоятельность, они постепенно проникаются ненавистью к школе, учителям, начинают пропускать занятия. Несоответствие темпа учебной работы возможностям ученика ведет к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ученик не получает всей информации, которая необходима для осознания изучаемой темы.

У таких детей обнаруживается затруднения в узнавании заштрихованных и деформированных предметных изображений, отмечается снижение объема слуховой и зрительной памяти, уменьшение скорости запоминания информации. Им трудно дается запоминание последовательности движений, действий, графических изображений, ритмического рисунка.

Коррекционное воздействие на учащихся с церебрастеническим синдромом должно быть комплексным, включать в себя как медикаментозный, так и педагогический аспекты. Наличие церебрастенического синдрома требует тщательного соблюдения режима труда и отдыха, увеличения времени пребывания на воздухе, удлинения сна. Необходимо освобождение ребенка от дополнительных нагрузок, ограничение просмотра телепередач. Важным для них является и темп прохождения учебного материала, индивидуальная помощь, которую может оказать им учитель. Задания, предлагаемые ребенку, должны быть ограниченными по времени, небольшими по объему, во время их выполнения должна быть оказана организующая помощь. Следует проводить общеукрепляющее лечение; из тонизирующих средств рекомендуется применение настойки китайского лимонника, радиолы, заманихи, зверобоя. В качестве стимулирующих могут быть использованы экстракт элеутерококка, настойка жень-шеня, пантокрин в течении 1-1,5 месяцев. Изменение поведения и эмоциональных реакций требуют назначения седативной терапии (новопассид, настойка валерианы, пиона; отвары трав пустырника, боярышника). Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность для полного усвоения ими учебной программы.

Внешние признаки, присущие детям с церебрастеническим синдромом:

  • По ходу занятия достижения ребенка ухудшаются (чем больше с ним занимаешься, тем меньше он воспринимает)
  • В течение занятия ребенок перевозбуждается, растормаживается
  • У него появляются нелепые ответы по типу «пальцем в небо», или ребенок готов сказать первое, что пришло в голову
  • Меняется внешний вид ребенка (он бледнеет или краснеет)
  • Есть проявления метеозависимости (ухудшение состояния при перемене погоды)
    Десять способов организовать жизнь ребенка с церебрастеническим синдромом
  • Сформулируйте суть проблемы. Вместе с ребенком напишите, как и где конкретно проявляется проблема - во время игр, в классе, при переходе из класса в класс, дома во время ужина, в спальне, в ванной… Опишите проблемное поведение - драчлив, громко разговаривает в классе, уходит из-за стола во время еды , выходит из себя , когда надо идти в школу и др.
  • Найдите конкретные способы решения каждой проблемы.
  • Используйте простые средства организации поведения типа списков, графиков, будильника.
  • Используйте поощрения.
  • Помогите ребенку организовать свой день и поддерживать график.
  • При каждой возможности позволяйте ребенку принимать на себя ответственность.
  • Не ограничивайте похвалу: дети данной категории больше остальных нуждаются в похвале.
  • Договаривайтесь с ребенком, но не старайтесь сломить его.
  • Обеспечьте ребенка всем, что помогает быть ему организованным. Узнайте его мнение об этом. Поэкспериментируйте с различными планами и приспособлениями. Один ребенок организовал выполнение домашнего задания, установив часы на двадцатиминутные интервалы: он планировал работу 20-минутными кусками. Возможно, что в классе ему позволят через определенное время вставать и ходить в конце комнаты.



     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2009-2010. Сайт выполнен участниками волонтерского движения "Каждому ОУ - сайт"  учащейся 11В класса МОУ гимназия № 1 города Новокуйбышевска Петрушиной Любой и учителем информатики Красаковой О.Н.

     
Сайт управляется системой uCoz