Ситуативные проявления агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей.
Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями вашего малыша всегда
стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий,
которые происходят с вашим ребенком. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку,
агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.
Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.
Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и
ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других,
становится грозой всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и
родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за
затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою
агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.
Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом,
получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те
в свою очередь боятся их.
Причины появления агрессивности
могут быть самыми разными:
|
особенности центральной нервной системы ребенка (возбудимый тип);
|
|
эмоциональная атмосфера в семье, особенности семейного воспитания, стиль детско-родительских отношений;
|
|
примеры агрессивного поведения с телеэкрана, других средств массовой информации;
|
|
компьютерные игры;
|
|
эмоциональные стрессы и т.п.
|
Возникновению агрессивных качеств способствуют и некоторые заболевания.
Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки,
намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других, становится грозой всего детского коллектива,
источником огорчений воспитателей и родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть,
а еще труднее понять.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать
вину за затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность,
не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется,
что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг:
агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.
Ваш ребенок может проявлять агрессию, если:
|
Его обижают, унижают. Несправедливое отношение может вызвать здоровую злость,
которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя.
|
|
Кто-то нарушил его личностные границы: забрал у него игрушку,
причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д.
|
|
Он устал, болен или сильно напуган. Злость может быть выражением бессилия.
|
|
Вы мало обращаете на него внимания. Ему не хватает любви и тепла,
он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя.
|
|
Кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен. Ребенок, копируя поведение взрослых,
может считать, что вести себя таким способом — это естественно.
|
|
Он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным. Он может нападать на других,
пытаясь «опередить» воображаемого агрессора.
|
|
Он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны. Чужую критику
и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других.
|
|
Он пережил какое-то травматическое событие: горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс.
|
Формы проявления агрессии
Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими.
|
Приемлемые формы (которые можно поддерживать): Можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.); играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки); выражать протест («нет!»), желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы); бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.
|
|
Неприемлемые формы (которые стоит останавливать): Не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.
|
Вам как родителям важно:
|
Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.
|
|
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение — это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она — естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя.
|
|
Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно. Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом. Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того, как он себя ведет.
|
|
Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.
|
|
Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое.
|
|
Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения.
|
|
Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы — на выражением своей.
|
|
Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок.
|
|
Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания. Учить его:
• понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей;
• сопереживать другим людям;
• выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие;
• отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;
• осознавать ответственность за свои поступки. |
|
Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно.
Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости — обязательно обратитесь к специалисту — психологу или психоневрологу!
|
Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными. Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.
Удачи вам!
|