Главная
Документы
Наши сотрудники
Деятельность
Мероприятия
Достижения
Мастерская
Родителям
Ссылки
Фотоальбом
Обратная связь

 

Телефон

6-60-07

Как нас найти

446206, Россия,
Самарская область,
г. Новокуйбышевск,
ул. Ленинградская, 15

 

Регламент работы учреждения

5-дневная рабочая неделя с 7.00 до 19.00

dou38@bk.ru

 

 

 

Ребенок-фантазер

Ивлева И.А., Младик И.Ю., Сафуанова О.В. "Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)", Москва: "Генезис", 2009 г.

Дети-дошкольники во многом живут в мире сказки, фантазий, волшебства, магии, чуда. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность к фантазированию у ребенка говорит об активно развивающейся у него функции воображения, которая необходима ему для здорового и гармоничного развития.

Бурный расцвет фантазии приходится на возраст 4—5 лет. Дети начинают рассказывать самые невероятные истории. Эти рассказы часто рассматриваются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что несправедливо и очень обидно для ребенка. Такие истории нельзя назвать ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они рассказываются не из корыстных побуждений, не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Их правильнее называть выдумками или фантазиями.

Ребенку требуется много времени, чтобы уяснить разницу между действительностью и мечтой. Кроме того, детям свойственно стремление разрешать реальные проблемы фантастическими способами. Малыши иногда путают, что происходит на самом деле, а что — понарошку.

Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка». Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых: любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Наконец, это может быть и просто свободное фантазирование в игре.

Нормальное фантазирование — дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игры перевоплощаться даже в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сами сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о приведениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.

Защитное фантазирование — дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью, иное материальное положение. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он делает это с помощью создания другой, более помогающей ему реальности.

Родителям важно знать, что:

маркированный список Детям присуще магическое, сказочное мышление. Оно им совершенно необходимо. Через сказку ребенок познает законы и правила жизни, особенности характеров, ситуаций, решений, выборов, действий.
маркированный список Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или бесконечно слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер, пытаясь ощутить и вобрать в себя недостающие ему самому качества.
маркированный список Воображение — важная психическая функция, не менее важная, чем память и логика. В дошкольном возрасте именно через воображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.
маркированный список Развитие воображения может тормозиться вследствие:
• приучения ребенка к строгому и неукоснительному порядку;
• высмеивания фантазийной жизни ребенка;
• критики результатов его творчества и фантазирования;
• обесценивания воображаемого мира ребенка, постоянного стремления погрузить его в реальность и рациональность мира.
маркированный список Фантазия и вера в чудо важны и необходимы ребенку, потому что именно они помогают справляться с детской тревогой о собственной «малости», позволяет принимать подчиненное положение по отношению к взрослому миру и ограниченность собственных возможностей.

Как реагировать на фантазирование ребенка

маркированный список Игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы означает, что у ребенка живой, любознательный ум. Такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Ребенку важно давать свободу фантазирования — это развивает в нем творческую личность, способную создавать новое. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости.
маркированный список Если ребенок придумывает сказку, сюжет, невероятную историю, стоит его выслушать, поинтересоваться подробностями, героями и событиями. Не следует уличать ребенка во лжи, говорить: «Такого не бывает», «Ты просто все выдумал», «Ты неправильно придумал» и т.д.
маркированный список Ни в коем случае нельзя высмеивать или публично обсуждать плоды детских фантазий. Вы рискуете потерять доверие собственных детей.
маркированный список Важно постепенно учить ребенка-фантазера создавать из своих фантазий законченный продукт. Многие творческие дети быстро загораются идеями, но им недостает усидчивости и усердия довести свои идеи до финального воплощения.
маркированный список Фантазирование ребенка «про страшное» не стоит прерывать, бесполезно убеждать ребенка в нереальности существования приведений, Бабы-яги и иных пугающих персонажей. Лучше поговорить с ним о его страхах с сочувствием и пониманием, предложить ему в помощь какую-нибудь игрушку, наделенную силой защитника. В случае невозможности справиться со страхами своими силами, стоит обратиться за помощью к психологу.
маркированный список Если ваш ребенок не просто играет в сказочных героев, а начинает «быть» ими, то есть не играет в тигра, изображая его, а как бы становится им на достаточно долгое, неигровое время, то стоит обратиться за консультацией к психологу или психоневрологу.
маркированный список Если вы столкнулись с защитным фантазированием, то ни в коем случае не ругайте ребенка. В этом случае также следует обратиться к психологу за индивидуальной или семейной консультацией. Специалисты помогут ребенку или семье справиться с трудной ситуацией. Удачи вам!  

 

© 2009-2011. Сайт выполнен участниками волонтерского движения "Каждому ОУ - сайт"  учащейся 11В класса МОУ гимназия № 1 города Новокуйбышевска Петрушиной Любой и учителем информатики Красаковой О.Н.

     
Сайт управляется системой uCoz