Таких детей часто называют «копуши». Они медленно одеваются, медленно едят,
медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более всего от своей
медлительности страдают сами копуши: взрослые на них раздражаются, ругают и
наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, да и сами они стараются
остаться в стороне. Самое главное — они испытывают трудности в обучении. Все это
накладывает отпечаток на их характер, очень часто такие дети становятся
необщительными, замыкаются в себе.
Медлительные дети отличаются не только медлительностью двигательных реакций —
у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны собраться с
мыслями, прежде чем ответят на вопрос или выполнят задание. Недостаточная
подвижность проявляется и в речи детей: они «тянут» слова, делают ненужные паузы
между ними. Еще одна особенность медлительных детей — трудность переключения на
новый вид деятельности. Такие дети склонны к стереотипным действиям, поступкам
по определенным шаблонам и правилам — например, предпочитают ходить одной и той
же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых.
Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной
нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Присущая
каждому ребенку скорость двигательных реакций и психической деятельности, то
есть его личный темп, определяется в основном врожденными особенностями, типом
его нервной системы.
Как помочь медлительным детям
|
Необходимо спокойно разговаривать с
ребенком, помнить, что ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе
не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь общаться с ним
без понуканий и упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо
эффективнее, чем крик и наказания. |
|
Не проявляйте спешки и не нервничайте,
делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее
замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать возможность
ребенку собраться в том темпе, в котором он может. Например, спокойно,
без раздражения ждите, когда ребенок встанет (медлительным детям
требуется время, чтобы отойти от сна, им надо минут 5 — 10 просто
полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...
Торопить и подгонять его не только бесполезно, но и вредно: он
затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно, то
появляется опасность невротизации. |
|
Дошкольники еще плохо воспринимают время
как процесс. Научите ребенка следить за временем. В этом вам помогут
песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих»
минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется
песок в часах. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить
скорость своих действий. Похвалите ребенка, если он уложился во времени,
не ругайте, если что-то пока не получилось. |
|
Дошкольники могут реагировать только на
одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в
длинный монолог, пожелание должно быть коротким и ясным, например:
«Пойди возьми свою куртку, а затем я скажу, что делать дальше». |
|
Некоторым детям недостаточны указания на
слух. Устанавливайте с ними зрительный и тактильный контакт. Подойдите к
ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза, обращаясь
с какой-нибудь просьбой. Такой способ обращения будет более действенным
и эффективным. |
|
Избегайте ярлыков. Очень просто отнести
ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык
прилепляется и тогда, когда вы говорите: «Вечно ты копаешься!» или «Ты
всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Обращайтесь с ребенком
так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя. |
|
Соблюдайте четкий режим дня. Медлительному
ребенку легче приспособиться к определенному порядку всех повседневных
дел. Это вырабатывает у него жизненные стереотипы. Если ребенок в одно
время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура
осуществляется в определенном порядке, ему будет легче справиться со
стоящими перед ним задачами. |
|
Обсуждайте с ребенком предстоящий день.
Вместе с ним планируйте время подъема, сбора в детский сад, занятия на
вечер, сколько все это у вас займет времени. |
|
Уделяйте время тренировке ребенка.
Свойства силы и подвижности в значительной степени тренируются под
влиянием условий жизни, и можно говорить, что происходит своего рода
«естественная» тренировка. Однако нельзя полагаться на то, что вот
ребенок подрастет и все выправится само собой. Необходимо
целенаправленное развитие подвижности нервной системы — ежедневные
10—15-минутные занятия. Систематические занятия способствуют повышению
скорости работы. Тренировка легче всего проходит в игровой форме.
Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. В это время
нужно уделить как можно больше внимания работе с медлительными детьми.
Полезны упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки),
игры со сменой темпа движений (резкими переходами от медленного темпа
движений к быстрому и обратно). Например, можно просить ребенка хлопать
в ладоши, сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за
взрослым, ходить с разной скоростью (ходьба — бег — медленная ходьба).
Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого или при смене
темпа музыкального сопровождения. |
|
Любое задание на быстрое или ограниченное
во времени выполнение какого-то действия надо давать на позитивном
эмоциональном фоне. Хорошее настроение у детей легче всего создается в
игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где
требуется ускорение реакций медлительного ребенка (превратитесь в
машинку, которая имеет несколько скоростей; поиграйте в спортсменов,
которые соревнуются за победу и т.д.).
Приучите себя (и ребенка) к мысли: оттого, что он медлительный, он не
хороший и не плохой, он просто такой, как есть. И ему нужно помочь
именно с этими его качествами ориентироваться и в детском саду, и школе,
и в жизни. |
|
Помните, что общение и воспитание
медлительных детей требует от родителей большого терпения, чувства юмора
и фантазии. |
Удачи вам!
|