К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко
возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого,
соответственно, изменяется его поведение.
Этот период — один из наиболее
трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Что могут сделать родители?
|
Прежде всего, не считайте ребенка
"избалованным", "испорченным" ("Кто же из него вырастет, если он уже
сейчас такой?!"), помните о том, что это естественный этап его развития. |
|
Наберитесь терпения, вооружитесь
специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот
период. |
Основные проявления кризиса
|
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его
просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При
этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу
определенного взрослого. |
|
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на
том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость
направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем
детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают
другие. |
|
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во
всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает
дополнительные конфликты со взрослыми. |
|
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого
раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам. |
|
Протест-бунт и деспотизм
проявляются в частых ссорах с родителями.
Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии
войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность —
нетерпимое отношение к другим детям. |
Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к
другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со
стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные
проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего
развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как
отдельного человека, проявлять самостоятельность.
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной
интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора
лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем
годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение,
призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на
самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не
меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
|
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса:
упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка
качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других,
ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и
т.п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения. |
|
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем
настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования.
Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно
проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте,
куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00
- жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего
именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего
сопротивления. |
|
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет'',
не меняйте позиции. |
|
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства
приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но
девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и
капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще. |
|
Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. |
|
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не
имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. |
|
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте.
Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность
требует зрителей, не привлекайте посторонних: «Посмотрите, какая плохая
девочка!» Ребенку только этого и нужно. |
|
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи
делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться
от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение. |
|
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации
искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты
будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться». |
|
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия
и юмор. |
Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант
реагирования на капризы ребенка. Задавшись целью пополнить копилку идей, вы непременно найдете, у кого поучиться!
|